В Государственную думу РФ внесен законопроект, цель которого –
ужесточить наказание за угоны автомобилей. Его авторы – депутаты от
КПРФ Владимир Улас и Игорь Эдель – предлагают признавать угонщиком
любого человека, управляющего чужим автомобилем и не имеющего на это
законных прав. По мнению парламентариев, инициатива всерьез ударит по
процветающему сегодня криминальному бизнесу, ведь пробелы в уголовном
законодательстве позволяют преступникам с легкостью избегать наказания.
Эксперты приветствуют предложение законотворцев и отмечают, что многие
развитые страны мира уже давно пошли по такому пути.
Представители правоохранительных органов и независимые эксперты
сходятся во мнении, что российское уголовное законодательство,
касающееся угонов автомобилей, сегодня далеко от идеала. Угонщик в
нашей стране может быть привлечен к ответственности сразу по трем
статьям Уголовного кодекса – 158 «кража», 166 «неправомерное завладение
автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения» и 330
«самоуправство». Особенно жаркие споры вызывает статья 166 УК РФ,
потому как пойманный преступник всегда может заявить милиционерам, что
взял машину не для того, чтобы в дальнейшем продать ее и получить
деньги, а «покататься». «Это происходит постоянно. Можно сделать
удивленные глаза, сказать, что забыл деньги на троллейбус и потому
решил доехать домой на чужой машине, – пояснил «НИ» президент Коллегии
правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – В результате человек
отделывается штрафом».
При этом также известно, что в Москве до суда доходит лишь 5–7%
случаев угонов транспортных средств. К примеру, в прошлом году, по
официальным данным, в Столичном регионе было совершено 16 тыс. краж и
угонов автомобилей, а осудили всего 632 человека.
«Когда мы увидели эти цифры, то пришли в ужас, поскольку до этого не
до конца представляли масштабы бедствия, – признался «НИ» один из
авторов законопроекта, депутат Владимир Улас. – Мягкость
законодательства привела к тому, что угонщики перестали бояться
возмездия. К тому же возможность по-разному квалифицировать одно и то
же преступление порождает жуткую коррупцию в правоохранительной
системе.
Потому мы предлагаем убрать из статьи 166 формулировку «без цели
хищения», чтобы угонщик никак не мог избежать кары». По мнению г-на
Уласа, преступники, занимающиеся воровством машин, прекрасно знают все
пробелы в законодательстве. «В этом криминальном бизнесе вращаются
огромные деньги, и заплатить штраф для преступников – не очень-то
серьезная проблема, – продолжает парламентарий. – Никаких «вилок» в
виде наложения штрафа и условного наказания быть просто не должно. Угон
автомобиля должен караться лишением свободы сроком на пять лет». В
пояснительной записке к законопроекту, в частности, отмечается, что
«никому в голову не приходит пускаться в рассуждения, что кто-то взял
чужой сотовый телефон «просто позвонить» или что подросток залез в
квартиру и вынес ноутбук для того, чтобы «поиграть в Интернете».
В правоохранительных органах уже поддержали инициативу депутатов. В
частности, начальник ГУВД Москвы генерал-полковник Владимир Пронин
подтвердил, что «преступники активно используют пробелы
в действующем законодательстве». «Применение статьи 166 российского УК
действительно создает огромную головную боль для сотрудников
правоохранительных органов, – пояснил «НИ» пресс-секретарь Департамента
уголовного розыска (ДепУР) МВД России Андрей Злыдень. –
Профессиональные угонщики знают эту лазейку и активно пользуются ей».
Независимые эксперты, в свою очередь, придерживаются мнения, что
законодательное ноу-хау пойдет лишь на пользу. «Такие шаги можно только
приветствовать, – заявил в интервью «НИ» адвокат Петр Домбровицкий. –
Например, в Узбекистане понятия «угон автомобиля» вообще не существует
– там можно ключи в замке зажигания оставлять. А все потому, что за это
преступление там автоматически дают минимум 15 лет лишения свободы. Я
уверен, что эта инициатива принесет плоды. Угонщики поймут, что машина
не стоит пяти лет тюрьмы». По словам г-на Домбровицкого, в большинстве
случаев авто угоняют у людей со средним достатком, которые в течение
нескольких лет готовились к покупке, откладывая деньги, или были
вынуждены взять кредит. «Что касается разговоров о том, что в тюрьму
попадут пацаны, взявшие машину просто покататься, то это полная ерунда,
– считает адвокат. – Как правило, подростки совершают такие
преступления в нетрезвом виде. А это означает, что они представляют
общественную опасность – могут врезаться во встречный автомобиль или
сбить пешехода».
|